выкладываю, что просили:
Диагностика корпоративной культуры по Шайну
Для оценки корпоративной культуры организации Э.Шайн предложил метод, основанный на последовательной диагностике групповых культур малых групп, из которых состоит любая организация4.
Для каждой такой группы формулируются цели организации, а затем проводится последовательное обсуждение концепции культуры, соответствующей решению этих целей; идентификация артефактов и определение ценностей организации. Затем производится сравнение артефактов и ценностей на предмет их взаимного соответствия.
Затем указанная процедура проводится со второй и последующими группами.
На основе выявленных ценностей групп определяются разделяемые предположения, существующие в данной организации.
Таким образом, Шайн предлагает следующую последовательность групповой диагностики корпоративной культуры:
• определите «проблему бизнеса»;
• обсудите концепцию культуры;
• идентифицируйте артефакты;
• определите ценности вашей организации;
• сравните ценности и артефакты;
• повторите процесс с другой группой;
• определите разделяемые предположения.
Сопоставление определенных в результате такого сложного процесса разделяемых ценностей и сформулированных целей организации позволяет выявить их соответствие или несоответствие друг другу.
Применительно к сделкам М&А это означает, что мы диагностируем указанным методом корпоративную культуру целевой компании на предмет ее соответствия целям объединенной компании (в случае слияния) или компании-покупателя (в случае поглощения).
Модель Дениэля Денисона
Существует несколько методов проведения диагностики корпоративной культуры. Наиболее популярный, быть может в силу простоты использования, — модель Дениэля Денисона. Профессор организационного развития в Международном институте развития управления в Лозанне (IMD) (Швейцария) изучал взаимодействие между организационной культурой и организационной эффективностью. Результатом диагностических исследований стала модель, названная его именем. Сегодня ее применяет более 1200 организаций во всем мире, в том числе в России.
Согласно модели Денисона корпоративную культуру характеризуют четыре взаимосвязанных фактора (параметра) — вовлеченность, согласованность (последовательность), способность к адаптации и миссия компании. Каждый из них имеет составляющие.
Так, миссия определяет стратегию, цели и задачи, а также видение компании. Согласованность — координацию и интеграцию, согласие, ключевые ценности. Вовлеченность обеспечивает ориентацию на команду, развитие способностей, передачу полномочий. Адаптивность — создание (изменение), ориентация на клиента, организационное обучение.
Диагностика корпоративной культуры начинается со сбора информации об организации. Каждому сотруднику предлагается заполнить анкету. В ней четыре группы вопросов (утверждений) по основным факторам. В каждой группе по три подгруппы (см. пример). Все утверждения оцениваются по пятибалльной шкале (от 1 до 5 баллов).
После того как анкеты заполнены, по каждой подгруппе рассчитывается среднее арифметическое значение — индекс, который можно представлять в процентах (максимальное значение индекса 5 баллов, или 100%).
Обработка результатов
Согласно модели Денисона корпоративную культуру можно представить в виде круга (схема 1). Горизонтальная линия делит организационные параметры на внутренний и внешний фокус. Вовлеченность и согласованность характеризуют внутренние процессы в организации, а адаптивность и миссия — внешние.
Вертикальный разрез круга проводит черту между гибкой организацией (левая половина рисунка) и стабильной (правая половина рисунка). Вовлеченность и адаптивность определяют организационную гибкость и склонность к изменениям. А согласованность (последовательность) и миссия определяют способность организации к стабильности и управляемости.
Миссия и согласованность в большей степени влияют на финансовые показатели, такие как ROA (отдача от активов), ROI (отдача от инвестиций) и ROS (отдача от продаж). Значение индекса миссии и согласованности от 3 до 4 обычно указывает на высокую отдачу от инвестиций, активов и продаж, а также на операционную силу организации.
Согласованность и вовлеченность (внутренний фокус) влияют на качество, удовлетворенность работников и отдачу от инвестиций. Аналогично значение индексов данных параметров от 3 до 4 свидетельствует о высоком уровне качества продукта, меньшем проценте брака и переделывания, правильном распределении ресурсов и более высоком уровне удовлетворенности работников.
Вовлеченность и адаптивность оказывают воздействие на развитие продукта и инновации. Индекс этих параметров в интервале от 3 до 4 баллов означает высокий уровень инноваций в производстве и сервисе, креативность, быстрое реагирование на изменяющиеся желания и потребности как клиентов, так и собственных наемных рабочих.
Адаптивность и миссия (внешний фокус) влияют на доходы, рост продаж и долю рынка. Когда значения данных параметров от 3 до 4 баллов, в организации с большой вероятностью наблюдается постоянный рост продаж и увеличение доли рынка.
Таким образом, модель Денисона, используемая для диагностики корпоративной культуры компании и обработки результатов опроса, помогает руководству компании ответить на вопросы:
• знаем ли мы, что делаем;
• насколько согласованны между собой наши действия;
• обладаем ли мы организационной гибкостью;
• насколько сотрудники вовлечены в развитие компании?
Кроме того, результаты анкетирования позволяют выстраивать ту корпоративную культуру, которая соответствует стратегическим целям и необходима компании для их достижения, и помогают выявить «рычаги перемен», спланировать изменения культуры, внедрить и отследить их (схема 2).
К СВЕДЕНИЮ
Корпоративная культура помогает:
• сформировать систему принятия решений в компании;
• задать направления деятельности;
• управлять поведением работников;
• влиять на результативность и производительность труда персонала.

Пример
Вопросы (утверждения) анкеты Денисона, характеризующие миссию компании:
1. Стратегия:
• организация имеет ясную миссию, которая придает значение и направление нашей работе;
• организация имеет долгосрочную цель и направление деятельности;
• мне ясно стратегическое направление организации;
• организация имеет ясную стратегию на будущее;
• стратегия организации заставляет другие фирмы изменять свои конкурентные стратегии.
2. Цели и задачи:
• существует полное согласие по поводу целей организации между сотрудниками и руководителями;
• лидеры организации ставят далеко идущие, но реалистичные цели;
• лидеры организации официально, гласно и открыто говорят о целях, которые сотрудники стараются достигнуть;
• мы непрерывно отслеживаем наше продвижение по сравнению с нашими установленными целями;
• сотрудники организации понимают, что должно быть сделано, чтобы преуспеть в долгосрочном аспекте.
3. Видение:
 
• у нас в организации есть разделяемое всеми видение будущего организации;
• лидеры организации ориентированы на будущее;
• краткосрочные цели редко противоречат долгосрочной ориентации организации;
• наше видение будущего побуждает и мотивирует наших сотрудников;
• мы способны решать краткосрочные задачи, не ставя под угрозу наши долгосрочные перспективы.