Форум факультета психологии МГГУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум факультета психологии МГГУ » Архив » Прикладная ПД (книги, задания, экзамен)


Прикладная ПД (книги, задания, экзамен)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://i034.radikal.ru/0803/ab/bbfb202c67b9t.jpg
http://i016.radikal.ru/0803/d3/0c126485133ct.jpg

+1

2

Спасибо ^^

0

3

Окончание лекции. Комплексная профессиограмма.

Профессиография - научная дисциплина, изучающая профессии, их психологическое и психофизиологическое содержание, а также требования, которые предъявляются ими к человеку.
Анализ профессиональной деятельности представляет собой целена-правленный и организованный процесс, в котором можно выделить 3 этапа: сбор информации, анализ данных, использование полученной и обобщенной информации для решения практических и теоретических задач (выбор крите-риев успешности, классификация профессий, подбор тестовой батареи и т.п.).
Все существенные сведения, полученные в ходе психологического изу-чения (анализа) профессиональной деятельности, обобщаются в профессио-грамме, которая представляет собой выполненное по определенной схеме, систематизированное описание профессиональной деятельности: ее целей и задач, условий труда, организации и содержания отдельных операций и тру-дового процесса в целом, требований, предъявляемых профессией к специа-листу и других данных.

Основные разделы комплексной профессиограммы
1. Общие сведения о профессии (специальности, должности).
1.1. Наименование и назначение профессии, распространенность, связь с другими профессиями, перспективы развития.
1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда, уровень технической оснащенности и автоматизации деятельности, компоновка рабо-чего места (пульта управления), конструкции органов управления, основные каналы поступления и передачи информации.
1.3. Необходимый уровень общей и специальной подготовки, уровень необходимой квалификации.
1.4. Основные функциональные обязанности, необходимый объем зна-ний и навыков, круг распространения ответственности специалиста.
1.5. Основные показатели эффективности работы специалиста (по про-дуктивности, качеству и т.д.).
2. Условия деятельности
2.1. Санитарно-гигиенические условия: температура; влажность; осве-щенность; содержание кислорода, углекислого газа, вредных примесей в воз-духе рабочих помещений; уровень шума, его спектр; воздействие ускорений, перегрузки, вибрации, излучений и других факторов.
2.2. Организация и режим труда: продолжительность непрерывной дея-тельности, согласование с суточным ритмом, сменность, материально-бытовое обеспечение работающих, уровень травматизма, техника безопасно-сти .
3. Социально-психологические факторы деятельности
3.1. Характеристика группы, рабочего коллектива: количественный со-став, степень взаимной зависимости (или автономности), интенсивность профессионального общения,.стиль руководства.
3.2. Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей (по "вертикали" и "горизонтали"), степень влияния на общий результат деятель-ности, мера ответственности за работу группы, возможности проявления творческого подхода, требования' к коммуникативным и сти-. левым харак-теристикам специалиста.
3.3. Мотивационные компоненты деятельности: степень обусловленно-сти качества работы мотивацией специалиста, необходимость особых склон-ностей, увлечений, интересов; привлекательные и негативные стороны про-фессии, возможности стимулирования и профессионального роста.
3.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации: продолжительность адаптации, связь с индивидуальными харак-теристиками, пути ускорения.
4. Содержание деятельности
4.1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых спе-циалистом: наименование, последовательность и содержание этапов и эле-ментов деятельности; критические моменты деятельности; нагрузка на раз-личные психические функции.
4.2. Характеристика поступающей информации: распределение инфор-мационных потоков, темп поступления информации, модальность сигналов,- загрузка основных каналов приема информации, наличие и уровень помех, общая структура информационного обмена, основное содержание и класси-фикация сигналов.
4.3. Преимущественные способы переработки информации и принятия решений-, степень участия различных познавательных психических процес-сор, степень сложности принятия решения, ответственность за ошибки, влияние индивидуально-психологических особенностей.
4.4. Структура исполнительских действий: рабочая поза, состав испол-нительных действий, траектория, скорость, необходимая точность движений, участие в движениях тех или иных сегментов конечностей, других частей те-па, требования к речевой деятельности, ошибки исполнительских действий.
4.5. Анализ ошибок в деятельности специалиста: наличие ошибок, час-тота, причины, последствия.
4.6. Загруженность в ходе работы различных психических функций: по времени, по ответственности операций, по сложности решаемой задачи. Роль личностных качеств.
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе дея-тельности.
5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста: влияние различных операций и факторов внешней среды на состояние человека, причины возможного снижения чув-ствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внима-ния, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т.д.
5.2..Изменения в эмоциональной сфере: ситуации, вызывающие эмо-циональное напряжение, влияние эмоциональных состояний на эффектив-ность деятельности.
5.3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний: возмож-ности управления динамикой психического состояния, роль индивидуально-психологических особенностей.
6. Психограмма
6.1. Личностные особенности: требования к уровню профессионалоной направленности и выраженности мотивации к деятельности, к волевым каче-ствам и чертам характера, организаторским и коммуникативным способно-стям.
6.2. Свойства познавательных психических процессов: требования к анализаторам (дифференциальные и абсолютные пороги ощущения, лабиль-ность, характеристики восприятия), качествам внимания (объем, концентра-ция, распределение, способность к переключению, устойчивость), памяти (кратковременной, долговременной, оперативной), мыслительным процессам (качествам интеллекта).
6.3. Психомоторные свойства: требования к скорости и точности Реак-ций, координированности и эффективности двигательных актов, характери-стикам речевой функции.
6.4. Возможности тренировки или компенсации выделенных психофи-зиологических свойств.
6.5. Противопоказания к деятельности.

Информация о профессии может быть представлена в формализованном виде, что создает более благоприятные возможности для статистической об-работки профессиографических данных.
Большое распространение за рубежом получил опросник PAQ (Position Analysis Questionnaire), предназначенный для оценки деятельности. Элемен-ты профессиограммы подразделяются на 6 групп: вид предъявляемой ин-формации, процесс ее обработки, рабочие действия, взаимодействие с други-ми работниками, условия труда, прочие характеристики профессиональной деятельности.
Выраженность элементов в конкретной профессии оценивается экспер-тами с помощью оценочных шкал, в основу которых положены различные критерии: значимость для достижения цели деятельности, затрачиваемое время, вероятность (применительно к опасностям), степень использования, характерность элемента для профессии. Предусмотрена возможность полу-чения профиля значимых качеств индивидуальности для каждого из элемен-тов PAQ.

0

4

Для тех,кто не нашел темы Сачкова-вот они!!!!!!!!!

+1

5

О, круто! Спасибо. И где они завалялись... :crazyfun:

0

6

ну где-то 9 пунктом на этой самой странице :glasses:

0

7

Так как никто по каким-то неведомым мне прчинам не может найти эту тему,когда заходит-делаю ее важной!!

0


Вы здесь » Форум факультета психологии МГГУ » Архив » Прикладная ПД (книги, задания, экзамен)